Технические
новшества - футбол
За прошедшие почти полтора века правила игры в футбол неоднократно менялись,
неизменным же в ней остались только мяч, его форма и размер. Однако если не
принимать во внимание то, какой снаряд футболили люди под стенами китайских
дворцов или среди римских колоннад, и сравнить мяч конца позапрошлого века с
современным, получится тот же результат, что и при сопоставлении самоходной
паровой тележки XIX века с болидом Mercedes SLR . Форма примерно та же, а вот
содержание - принципиально другое. Да и с формой (а точнее, с цветом мяча) не
все так просто. В привычном для нас виде футбольный мяч появился в 1970 году на
Чемпионате мира в Мексике. Изготовленный фирмой adidas, он стал первым мячом,
визуально «составленным» из 12 черных пятиугольников и 20 белых
шестиугольников. Необычное по тем временам раскраска объяснялась просто: на
экране черно-белого телевизора (этот чемпионат впервые транслировался по телевидению)
такой снаряд будет лучше видно. Этот же факт повлиял и на название мяча -
Telstar (Star of Television - звезда телевидения). До того знаменательного года
футбольные мячи шились из прямоугольных кожаных полосок, обычно белых или
бежевых. По этой же схеме до сих пор делаются волейбольные мячи, однако
нагрузка на них несопоставимы. Футбольные мячи - довольно быстро теряли
правильную форму. Варианты их дизайна предложили практически все крупные
производители спортивной экипировки, однако чередование черных и белых
многоугольников стало классическим. Так родился хорошо узнаваемый символ
футбола. При создании нового официального мяча Чемпионата мира-2006 adidas +
Teamgeist дизайнеры решили «поиграть» со стереотипами и прибегли к
компьютерному моделированию. Полученный в результате спортивный снаряд состоит
теперь не из 32 частей, как его предшественники, а с 14 - 6 «пропеллеров» и 8
«турбин». Новая 14-панельная конструкция, основной особенностью которой
является меньшее количество соединительных швов, обеспечивает «одинаковое»
поведение мяча независимо от расположения точки удара. Панели не сшиты между
собой, а соединены путем термической обработки. Это сделало мяч практически
водонепроницаемым и придало ему форму почти идеальной сферы. «Каркас» его, выполненный
из композита на основе латекса и ткани, позволяет равномерно распределить
энергию удара, что делает траекторию его полета предсказуемой. По результатам
лабораторных испытаний, точность мяча увеличилась на 30%. Он покрыт особой
прозрачной полимерной пленкой, что увеличивает износостойкость и
водонепроницаемость. Испытав его в действии, Дэвид Бекхэм сказал: «Этот мяч
делает именно то, что я от него хочу».Однако каким бы идеальным не был получен
снаряд, точность удара определяется тем, как игрок его обработал. И 60% успеха,
не считая, конечно, мастерства футболиста, зависит от бутс. Наглядным примером
стал финальный матч Чемпионата мира 1954 года в Швейцарии. За час до игры
мелкий дождь перешел в настоящий ливень, превратив поле в болото. Немецкая сборная,
экипированная самыми совершенными по тем временам бутсами с вкрученными шипами,
сразу заменила шипы на более длинные.
В результате, в то время как игроки
сборной Венгрии буквально вязли на поле в глубоком болоте, немцы получили
ощутимое преимущество в маневренности, и им удалось забить решающий гол и
увезти домой Кубок мира. «Предназначение такой обуви - защитить ноги спортсмена
от травм и сделать его игру максимально удобной», - говорит доктор
биологических наук Борис Дышко, вице-президент АСИ (Ассоциация спортивного
инжиниринга), специалист по биомеханике спортивной обуви. «Современные бутсы
представляют собой сложную систему, компоненты которой, подобно автомобилю,
можно представить следующим образом: кузов-верх, трансмиссия и, наконец,
колеса, роль которых в данном случае играют шипы». До недавнего лучшим
материалом для изготовления верха считалась кожа акулы или кенгуру, обладающий
уникальными свойствами: хорошо держит форму, не промокает и, главное,
обеспечивает отличное сцепление с мячом. Однако среди тенденций последних лет
нельзя отметить стремительный переход к искусственным материалам. Их
преимущество в том, что разработчики могут придать таким бутсам любые
необходимые качества: сделать их более прочными или совсем легкими,
водонепроницаемыми или быстросохнущими. Возможность моделирования нужных
свойств будущего материала привела к тому, что в линейках топовых моделей
мировых производителей все чаще стали появляться бутсы из искусственных
материалов, хотя еще несколько лет назад это считалось дурным тоном.
Конструкция современных бутс - под стать высокотехнологичным материалам, из
которых они изготовлены. Это и особые амортизирующие вставки под пятку и носок,
вставки, предотвращающие скручивание и деформацию стопы, специальным образом
просроченная или покрытая тонким резиновым рисунком внешняя поверхность бутсы -
для лучшего контакта с мячом. Особого внимания заслуживает отношение разных
дизайнеров к шнуровке. На некоторых моделях она смещена от центра на внешнюю
сторону стопы и стала скрытой, а узел шнурков прикрыт язычком. Подобная
конструкция призвана снизить травматизм при столкновениях футболистов. Другие
модели выполнены совсем без шнуровки, она заменена эластичными вставками. До
сих пор не существует консолидированного мнения, какой вариант лучше, и игроки
выбирают то, что им нравится, а профессионалы ... «А профессионалы играют в той
обуви, с производителем которой подписали контракт», - добавляет Дышко. Пожалуй,
самой важной деталью бутс есть шипы. В футболе (есть еще и регбийные бутсы)
самыми популярными моделями считаются шестой 12-13-шиповые. Первые используются
для игры на мягких травяных полях, вторые - на более жестких. Однако в
последнее время эти формулы, как и многое другое, изменились. На новых моделях
настройки обуви под конкретное поле производится изменением не только
количества шипов, но и их формы. Так, для мягких полей может быть выбрана
формула с 6 или 8 металлическими шипами классической круглой формы. Для более
твердых - 10 шипов, но уже пластиковых или прорезиненных. Разработка их формы,
места положения на бутсах, и форма самих бутс - серьезные задачи, решением
которых занимаются специалисты различных направлений в исследовательских
центрах практически всех крупных компаний-производителей спортивной экипировки.
Именно в таких центрах и создается спортивная обувь. Новой моделью здесь
занимаются несколько лет, и можно предположить, что уже сегодня тестируется
обувь, которая появится на прилавках через 2-3 года, однако эта информация
держится в секрете. Мы попросили Бориса Дышко составить некий прогноз бутсам:
какими они могут быть в ближайшем будущем. «В первую очередь их форма останется
примерно такой же, однако, возможно, окончательно уйдет шнурок. Во-вторых,
подобно современным стелек, способным запоминать форму ноги, судя по всему,
появятся бутсы, которые будут принимать форму ноги. Однозначно думаю, что
состоится переход на искусственные материалы. Не исключено, что в обуви будут
монтироваться микрочипы, помогающие подстраивать ее под внешние условия.
Возможно, в бутсы будут встроены элементы, позволяющие игроку быстрее бегать за
счет неких пружинных свойств ». Роль высоких технологий в футболе действительно
растет. И дело не только в экипировке, но и в организации самой игры. Чуть
больше года назад все мировые СМИ сообщали о том, что на Чемпионате мира по
футболу-2006 будет использована новая технология, которая поможет определять,
пересек ли мяч линию ворот. Однако Оргкомитет ФИФА решил сначала опробовать эту
систему на юниорском чемпионате мира, прошедшем в Перу осенью 2005 года. В ходе
турнира был выявлен ряд серьезных недоработок, которые не позволили ФИФА
утвердить эту технологию на нынешний чемпионат, однако Ассоциация, разумеется,
не отказалась от ее последующего внедрения и дала инженерам время на доработку.
Технология Cairos System была разработана немецкой компанией Cairos
Technologies совместно с Институтом Фраунхофера (Fraunhofer IIS) при поддержке
adidas. Суть этой технологии заключалась в том, чтобы разместить в мяче и на
игроках миниатюрные датчики и с их помощью получать информацию о
местонахождении «объектов» в каждый момент времени. Чувствительные антенны,
расположенные по краям поля и на мачтах освещения, 2 000 раз в секунду получают
данные со всех датчиков, находящихся на поле (они размещены на всех объектах,
движущихся - то есть на футболистах, судьях и мячи) . Собранная информация
передается на центральный компьютер. На основе этих данных можно построить
трехмерную модель игрового поля и моментально «в динамике» оценивать положение
каждого игрока относительно мяча.
Положение вне игры, аут, взятие ворот, а
может, даже и нарушение правил в момент борьбы за мяч - все это будет
безошибочно фиксироваться, не оставляя поводов для споров. Некоторые видят в
этом отказ от «старого доброго» футбола, однако есть и другие мнения. Например,
известный спортивный комментатор Виктор Гусев считает, что не нужно
отказываться от технологий, «которые могут повлиять на то, чтобы в каждой
конкретной ситуации торжествовала справедливость на поле». Кроме «судейской»
составляющей здесь есть и другой важный момент. Так, после обработки собранной
с датчиков информации получаются уникальные статистические данные, о которых
тренеры и спортивные комментаторы могли только мечтать. Сила удара, скорость
полета мяча, расстояние до ворот, а кроме этого - скорость игрока, его
активность на поле, результативность. Это уже - тренеру на заметку. Еще в 2002
году Майк Райт и Нобуйоши Хироцу из Университета Ланкастера разработали новые
методы математического моделирования футбольных матчей. Собрав статистику по
играм команд британской высшей лиги, ученые пришли к выводу, что большинство
тренеров слишком поздно заменяют игроков, а значит, упускают возможность
положительно повлиять на ход игры. Ученым удалось вычислить, какое влияние
может оказать своевременная замена игрока. Принять правильные решения может
помочь компьютер, оснащенный специальной статистике, о которой мы упоминали
выше. Эта разработка не осталась незамеченной. Через несколько лет на службе у
ведущих сборных и клубов Европы появились подобные компьютеры. Вся система
получается довольно громоздкой, но ценность информации это компенсирует. Матч
снимают 12 операторов, их видеоматериалы моментально поступают в единый центр,
где команда людей без сортирует и раскладывает изображение нужным образом. В
результате у тренера на экране есть динамическая статистика по каждому игроку:
скорость, "пробег", точные / неточные пасы и т.д. Уже к концу первого
тайма у тренера есть готовые выкладки по результативности каждого игрока, и
поэтому он может скорректировать игру своих подопечных, сделав необходимые
замены. Стоимость подобной программы в различных вариантах исполнения
составляет от 100 тысяч до миллиона евро. К сожалению, у отечественных клубов
пока таких денег нет, но прогресс дошел и сюда. В московском «Спартаке»
используют норвежскую программу Interplay. Изображение поступает от одного
оператора, и один человек обрабатывает результаты. Видеозапись всего матча
разбивается на эпизоды: штрафные, угловые, ауты, спорные ситуации, голевые
моменты. Тренеру доступны подборки отсортированных эпизодов, и он может быстро
посмотреть их. Оперативная информация, пусть и не в полном объеме, все равно
является неплохим подспорьем для тренеров. В канун предыдущего Чемпионата мира
по футболу вычислительные центры двух ведущих британских университетов
(Ольстера и Уорвика) попытались спрогнозировать победителей. Обе программы
кроме футбольной статистики (мировых рейтингов, результатов матчей, сыгранных в
последнее время, и т.п.) учитывали множество других параметров, таких как
расходы на переезды команд из Кореи в Японию и даже финансовые риски.
Результаты центров сильно разошлись друг с другом. Хотя команда из Ольстера и
назвала победителя правильно, объяснить, как явные аутсайдеры Турция и Корея
смогли занять 3-4-е места, не сумели ни одна компьютерная программа и ни один
болельщик. Здесь, возможно, и кроется ответ на вопрос: почему футбол существует
столько столетий и почему люди любили его, даже когда он находился под
строжайшим запретом. В этом виде спорта, несомненно, есть нечто такое, что
заставляет болельщиков верить в чудо и с замиранием сердца следить за баталией,
которая разворачивается на поле, и сомневаться в, казалось бы, решенном исходе.
И пусть тренер делает абсолютно правильные и своевременные замены, и пусть
безупречный мяч летит только туда, куда его направляют идеальные бутсы.
Одинаково футбол останется игрой, в которой главное - импровизация, а любые
технические новшества так и останутся навсегда лишь дополнительными
«аксессуарами».
Источник: http://www.megaskop.ru/технические-новшества-футбол |